В закон «О свободе вероисповедания и религиозных организациях» тоже вносятся изменения
Общество

В закон «О свободе вероисповедания и религиозных организациях» тоже вносятся изменения

В последние годы Кыргызстан стал пристанищем многих сект и течений, которые враждуют между собой даже внутри одной религии. При этом религиозные деятели, во-первых, боятся конкуренции, поэтому стараются, чтобы никто из других религий на их паству или умму не посягал, а во-вторых, религии тоже разделились по национальному признаку, так что остаются только православные или мусульмане-сунниты, а все остальные – нежелательны.

В сложном положении оказывается и Госкомиссия по делам религий, которая должна защищать светские принципы государства и в то же время не портить отношения с боссами религиозных организаций. Сейчас в парламенте обсуждается новый законопроект «О внесении изменений в закон «О свободе вероисповедания и религиозных организациях», который призван упорядочить политику государства в сфере религии. Подробнее – в сюжете Андрея Токомбаева.

Подготовленный парламентом проект поправок к закону «О свободе вероисповедания и религиозных организациях» представляет собой уже третью в истории Кыргызстана попытку усовершенствовать механизм упорядочивания политики государства в сфере религии. Первая представляла собой аналогичный закон, принятый 16 декабря 1991 года «легендарным» парламентом.

Документ был признан самым либеральным на постсоветском пространстве. Вот, например, мнение доцента факультета антропологии АУЦА Эмиля Насритдинова, которым он поделился с Центром политико-правовых исследований:

«Вот в этом плане, как бы, Кыргызстан, он, как бы выделяется. У нас самая либеральная политика по отношению к религии. И сейчас, если посмотреть, как бы, на эти результаты 25-летнего опыта, мы видим, что та траектория, та дорожка, которую мы выбрали, она была более продуктивной и конструктивной. У нас не сформировалось ни одного антигосударственного религиозного движения».

Впрочем, известно, что из 3 тысяч 394 действующих в Кыргызстане религиозных организаций, 21 запрещена решением суда как представляющая течения экстремистского толка. В 2019 году шестеро граждан Кыргызстана были задержаны по подозрению в экстремизме.

А таджикского политолога Парвиза Муллоджанова настораживает тот факт, что государство смотрит благосклонно на любого зарубежного спонсора, оплачивающего строительство мечетей и медресе. Львиная доля таких средств идет из Саудовской Аравии, где ваххабизм является государственной идеологией. По этому поводу исследователь высказал свою точку зрения на сайте интернет-издания «Ритмы Евразии»:

«Складывается ощущение, что некоторые правительственные указы и решения, принятые за последние годы в религиозной сфере, выглядят так, как будто их писали под диктовку ваххабитов или при тесной консультации с ними».

Второй вариант Закона о религии, принятый в Кыргызстане 31 декабря 2008 года был несколько иным. Например, чтобы зарегистрировать новую мечеть или церковь, число прихожан должно было составлять не 10, как раньше, а 200 человек. Был введен и запрет на распространение религиозной литературы в общественных местах.

Нынешние же поправки подготовлены в том же русле ужесточения некоторых требований и норм. Как сказал «Пятому каналу» замглавы Госкомиссии по делам религий Закир Чотаев, они, в первую очередь, защищают принципы светского государства, но, согласно Конституции, должно быть защищено право граждан на свободу вероисповедания:

«То есть, надо четко отделить религию, которая, как мы считаем, вносит вклад в развитие общества, от радикальных и экстремистских идеологий, которые прикрываются религией. Поэтому, в данном случае, если религиозные организации не нарушают закон, ведут себя вполне в соответствии с законом, такая организация может действовать».

Представитель Госкомиссии добавил: главная поправка инициирована Конституционной палатой Верховного суда. 4 сентября 2014 года она признала часть одной из статей действующего закона противоречащей Конституции:

«То есть, обоснованием Конституционной палаты было то, что сегодня занимается учетной регистрацией центральный орган власти в лице Государственной комиссии по делам религий Кыргызской Республики. И дополнительное согласование является ограничением, которое противоречит статье 20-й и статье 35-й «О мирных собраниях».

Разработчики законопроекта предлагают решить и проблему с учетом молитвенных домов. Согласно статистическим данным, число мечетей в Кыргызстане за годы независимости возросло более чем в 70 раз. Сейчас их насчитывается 2 тысячи 837, а до 1991 года было всего 39. Число таких объектов в полтора раза превышает, например, количество школ, которых в стране 2 тысячи 262.

Варианты поправок обсуждались несколько лет, в их подготовке активно участвовали эксперты не только в сфере религии, рассказала корреспонденту «Азаттык» религиовед Галина Колодзинская: «К, значит, разработкам этих поправок о свободе вероисповедания привлекались не только представители религиозных организаций гражданского общества, но также эксперты в области международного и национального права. Таким образом, из существующей версии удалось извлечь большую долю противоречий».

По словам экс-заместителя председателя Госкомиссии по делам религий Канатбека Мурзахалилова, проект поправок стал одним из ключевых пунктов новой государственной концепции религиозной политики: «Было принято соответственное постановление о реализации положений данной концепции. И в нем есть 63 пункта, одним из базовых которых являлась разработка нового Закона о свободе религий. И нынешний на сегодняшний день – в Жогорку Кенеше».

Наибольшие нарекания противников поправок вызвало предложенное в законопроекте существенное ограничение даавата вне стен религиозных учреждений. Во время, когда велись дискуссии на эту тему, представитель Духовного управления мусульман скептически высказался в разговоре с корреспондентом телеканала НТС о необходимости такой корректировки закона:

«Если они остановят даават, то через год 60-70% могут уйти в другие течения. У нас же ханафитский мазхаб. В соседних республиках, например, из-за того, что запретили даават, много информации не доходит до народа, и поэтому там кризис религии», – заявил руководитель отдела даавата при ДУМК Билалиддин Ажы Сайпиев.

А вот что сказал по тому же поводу «Пятому каналу» директор независимого аналитического центра «Религия, право и политика» Кадыр Маликов: «То есть, даават не будет запрещаться, соответственно, а будет просто регулироваться именно сам процесс призыва, миссионерской деятельности или, как бы, призыва к религии, да? То есть, даават… Извиняюсь, поправка будет касаться самого механизма призыва. Что запрещено будет именно проводить призыв непосредственно на пороге дома».

По словам разработчиков поправок, ограничение относительно даавата не затронет саму суть этой священной обязанности мусульман, поскольку проповедникам будет разрешено стучаться в дома и приглашать граждан в мечеть, где им и расскажут об исламе. Другая проблема, решение которой предполагают поправки, – необходимость контроля над процессом религиозного образования и воспитания, продолжает Маликов:

«Не секрет, что иногда в домах, в частных учреждениях проводят, как бы, религиозное образование, но при этом никто не дает гарантию, что преподают. Это, в первую очередь, требование не государства, а даже родителей, в первую очередь».

Еще одной болевой точкой дебатов стало и отношение к исламской религиозной организации «Таблиги джамаат». Большинство богословов в Кыргызстане не видят в ней особой опасности. Между тем, эта международная религиозная структура признана экстремистской в большинстве стран СНГ: в Таджикистане она официально запрещена с 2006 года, в России – с 2009-го, в Казахстане – с 26 февраля 2013-го.

Как бы то ни было, но с внесением новых поправок в Закон о религии контроль над деятельностью конфессий систематизируется. Значительно упорядочится и работа Госкомиссии по делам религий, считает экс-заместитель главы этого учреждения Канатбек Мурзахалилов: «Но, я еще раз повторяю, закон – это не догма, это не священная книга. С учетом требований, вызовов в обществе он будет изменяться».

И очевидно, что такие изменения сейчас крайне необходимы, поскольку неверная политика в деликатном вопросе религии может быть чревата радикализацией общества,

Похожие посты

В Кыргызстане направят $0,5 млн на закупку карет скорой помощи

5 канал

Скоро в Бишкеке не останется ни одного исторического здания (видео)

5 канал

Зеленая экономика в КР-миф или реальность? (видео)

5 канал

Оставить комментарий